Сегодня хочу рассказать о своём варианте установки компрессоров на УАЗ Патриот.
После долгих размышлений решил для себя, что: 1) Компрессор не должен стоять в багажнике, отнимая полезное место под вещи. И да, за боковыми обивками багажника у меня тоже лежат вещи, поэтому вариант в заднее крыло отпадает. 2) Компрессора должно быть два, с полным дублированием. Как и в случае электовентиляторов, не хочу очутиться в глуши со сгоревшим единственным компрессором, т.к. езжу почти всегда в одну машину. 3) Производительность спарки компрессоров — 70л/мин, т.е. 35 л/мин каждый, мне этого будет достаточно. 4) Компрессоры выбираю с манометром на самом компрессоре, т.е. в самой тушке компрессора уже есть обратный клапан, и ничего дополнительно городить не нужно.
Итого, имеем что ставить нужно 2 компрессора под капот. Мест чтобы разместить 2 небольших компрессора 35л/мин каждый, чтобы не очень плотно и не мешало доступу к двигателю, там не так уж и много. Не хочется жертвовать удобством обслуживания двигателя в угоду удобству накачки колёс. Поэтому решено воспользоваться уже обкатанным путём установки бачка омывайки от Рекстона в крыло, а вместо родного бачка поставить компрессоры. Для этого нужны:
Скажу сразу, разъём не совсем подошёл, т.е. надеться он наделся, но защёлка не срабатывает, так что разъём имеет смысл поискать оригинальный. Бачок куплен на авито БУ с разборки:
Бачок заказал БУ оригинал за 1500р, насосы — китайский заменитель по 350р/шт, оригинал больно дорого стоитГорловина вынимается + ещё направляющая железка, но от неё при установке пришлось отказаться, т.к. геометрия крыла на УАЗе другая и с этой железякой бачок уже не влезал как надоРазъёмы, вроде всё то, надевается, но защёлка немного не достаёт до пупырышка на ответной части на насосе. В общем рабочий вариант, но лучше найти оригинальные.
Процесс установки бачка начинаю с распайки жгутов:
Пайка + термоусадка, разъём для новых насосов с переходом под такие же штыри, как и на родном ВАЗовском насосе. Самое главное — никогда не портить родную проводку, всегда нужно делать переходник, это избавит от проблем с электрооборудованием в будущем!
Знаю много машин, на которых коряво «кулибничали», без задней мысли резали и скручивали поводку, после чего электрооборудование превращалось в вечно глючащее неремонтопригодное г.
Далее, физическая установка бачка в крыло:
Снятый расширитель на моей 15-летней машине. Пользуйтесь нормальным мовилем, и ничего не сгниёт! Арка подрезана возле порога по причине установки колёс побольше.Но тем не менее кое-какая ржа присутствует. Крыло снимаю в первый раз, так что есть ряд мест, которые ни разу не обрабатывал. Пользуюсь случаем залил всё обильно Мовилем-НН, кстати потом снял крыло и с другой стороны и обработал и там тоже. Пока ржавчина не критичная и скорее способствует удержанию защитной плёнки мовиля, чем чему-то там угрожает.Внутреннее крыло в идеальном состоянии, не считая места, которое варил после того как поставил на стандартную подвеску колеса 275/70R16 и повисел в диагоналке — колесо надавило на крыло и пошла трещина.Установка простая, но если тоже будете ставить, примеряйте крыло поверх бачка. Места в крыле оказалось не так уж и много, поэтому пришлось одну дырку пересверливать и сдвигать бачок ниже.Сверлил дешёвыми кривыми коронками по дереву, которыми пришлось пожертвовать.Бачок на месте. Прижавшись к крылу, он немного изогнулся по длине.Единственное, что раздражает, что внешнее крыло не поставить, пока не опустишь нижнюю часть бачка в арку примерно на 1 см. Но надеюсь, колесо до него не достанет, т.к. лифт подвески и отбойники от Газели. Колёса сейчас 235/85R16 + цепи, т.е. с цепью колесо получается 84см в диаметре, что соответствует 33 размеру.Горловина в моторном отсеке. Не сильно удобно, но приноровиться заливать воду можно.
Далее подключение шлангов и проводов:
Готовые жгуты подсоединяю к родной проводке и новым насосам. Не защёлкивающиеся разъёмы упираются во внешнее крыло, так что никуда они оттуда не выскочат. Проводка и шланги идут через дырку со вставленной резинкой от комплекта самого насоса, чтобы не перетёрлись об острый край.Чтобы трубки точно не слетели с насосов в таком не очень доступном месте, обтягиваю их дополнительно ещё кабельными хомутамиСтавлю крыло. Более-менее ровно, бачок стоит впритык и упирается во внешнее крыло. Но тем не менее всё же встал.С локером, из-за выхода бачка в арку на 1 см, пришлось повозиться — погреть феном и сделать вмятину под новый бачок
Далее, нужно было провести испытания, которые показали, что колесо с цепью не травмирует бачок:
Испытания диагоналкой. Бачок в порядке, но по итогу немного подпилил передний бампер. Обычно цепи всё-таки надеваю только на заднюю ось, поэтому спереди отрепетировано не так хорошо
Далее, собственно установка компрессоров:
Место, где стоял штатный бачок омывателя. Над ним на кронштейне у меня давно висят соленоиды лебёдки, на фото уже сняты с кронштейна
Площадку для компрессоров изготовил из куска мангала, найденного при уборке мусора в лесу. Крепление — к имеющемуся кронштейну штатного бачка омывателя + крючок снизу для зацепления с имеющимся с с завода креплением видимо под проводку, у меня был не задействованПереварил кронштейн — под нужным углом прикрепил уголок для опоры будущей площадкиНовый кронштейн покрашен и на местеПокрасил площадку, на торец надел кусок резинового уплотнителя. Крепление на саморезыСнизу площадки приварил крючок из толстой проволоки, он цепляется за заводской кронштейн и не даёт площадке на кочках откинуться вверх
Теперь о комплектующих для монтажа пневмосистемы. На Алиэкспресс заказал быстросъём, латунный тройник 8мм для шлангов, датчики 120-90psi 2шт, аварийные клапаны 2шт.
На моих компрессорах пробка над обратным клапаном имеет диаметр 1/8″, на датчике давления — 1/8″, на предохранительном клапане — 1/4″. Т.е. ещё нужны 2 резьбовых тройника 1/8″ папа-две мамы, и переходник с 1/8″ на 1/4″ для аварийного клапана:
Установочный комплект на 1 компрессор для пневмоавтоматикиВкручивается это всё вместо пробки обратного клапана, пружина упирается в край трубки с переходника и работает правильно.Собранный комплектКрепление компрессоров на площадке — подвижное, компрессоры имеют мягкие резиновые ножки, а к площадке крепятся при помощи резиновых грузовых стяжекС одной стороны просто привязаныС другой стороны — крючками стяжек, так что могут быть без проблем сняты при необходимости что-то развязывать или резатьОба компрессора закреплены, можно переходить к электрике
Установку тройника, быстросъёма, шлангов не снял, но думаю там и так всё понятно, шланги уже заделаны на стороне компрессоров, так что тройник + хомуты — и всё готово.
Установка электрики. На моём дополнительном блоке предохранителей, состоящим из 2-х блоков от газели, как раз остался один свободный 40а выход, туда и подключаюсь. Все провода как всегда на пайку, 2 реле — 70а, 2 датчика давления — последовательно друг с другом и с выключателем, на цепь управления — отдельный предохранитель на 5аВыключатель — тумблер от советского телевизора, закреплён на уголке на блоке соленоидов лебёдки. На сам тумблер припаял стандартные контакты под фишки. Все жгуты — разборные, при необходимости снять что-то можно разъединить всё. Каждый компрессор подключён через силовой разъём от печки ваз калинаИзоляция — термоусадка + гофра. Термоусадку удобно осаживать вот такой турбо-зажигалкой.Работал во дворе, питание от инвертера установленного в машине
Схема собрана и работает, перехожу к испытаниямНакачивает колесо 235/85R16 с 2 до 3 атм. за ~50сек. Учитывая дешёвые компрессоры, вполне нормально. Меня пока устраивает, если надо будет увеличить производительность, то это будет достаточно просто сделать поставив компрессоры чуть помощнее.Изначально планировал хранить пистолет для накачки шин и шланг прямо под капотом, но вот шлангу — пружинке подкапотная жара не очень понравилась, да и пользоваться горячим пистолетом не очень удобно — в результате шланг и пистолет переехали в ящик на верхнем багажнике
В итоге получилась система с полным резервированием, с приемлемой производительностью 70л/мин, общей стоимостью около 5000р., что в общем-то очень не дорого за такой функционал.