
Семейный поездопоход на гору Папай
Я очень люблю небольшие однодневные путешествия-вылазки по своим близлежащим (к городу Краснодару) горам, особенно сочетающие в себе как машинно-внедорожную, так и пешеходную составляющую. Год назад как раз была такая поездопоходка, в одно из самых близлежащих к Краснодару значительных горных мест — горе Папай, и наверно пришло время про неё написать.

На вершине снял атмосферное видео с вертолёта со своей обработкой русской народной песни «Во сыром бору тропина»:
Записывать музыку мне помогал мой 6-ти летний сын Владислав Олегович, он сыграл на блокфлейте — сопрано основную тему, а я уже подыгрывал на другой флейте сопрано и теноре. Вообще Владику задали эту песню в музыкальной школе, ну и мы решили немного развить вещь, тем более что лес после затяжных дождей был напитан водой чем и вызывал у меня ассоциацию «сырой бор».
UPD есть ещё второе видео, где использованы кадры с земли, оно в общем посвящено вообще поездкам 2021 года с конца лета до глубокой осени, но значительная часть материала тут тоже из этой поездки. Тут музыка тоже моя, но более экспериментальная:
Карта маршрута:
Ну а теперь текстово-фотографическая часть.
Папай — это самая западная скалистая вершина Кавказа, т.е. дальше в сторону Крыма горы постепенно понижаются и уже нет ни одной такой значительной каменной кручи, как эта, все вершины лесистые. Не смотря на удаление от Краснодара всего на 60 км, место не сильно популярно — видимо сказывается отсутствие хорошей дороги и то, что на вершину нужно прилично так идти по крутой тропинке вверх, что многим кажется лениво. Сам Папай представляет из себя мини-хребет с семью вершинами, окружённый со всех сторон другими вершинами. Не смотря на нахождение в центре густонаселённого Краснодарского края, с вершины не видно ни одного посёлка — кругом сплошной лесной массив, видны только вышки на горе Собер-баш и РЛС на Главном кавказском хребте, и в прогалину между горами — кусочек Чёрного моря. Осенью и весной, когда воздух особенно прозрачен и чист, видно ледники Фишт-Аштеновского массива. Вот как раз моя прошлая поездка с сыном на Папай, осенью, как раз удалось увидеть Фишт на расстоянии в 120 км: Восхождение на Папай в 4 года
Для посещения горы мы выбрали воскресенье 15 августа 2021 года, а в это время в Краснодарском крае шли обильные осадки. Поездка была на грани срыва, всю неделю до этого шли тропические дожди с подтоплениями некоторых улиц в Краснодаре, и такой же прогноз был на следующую неделю с понедельника. Но проснувшись с утра, я всё-таки решил во что бы то ни стало сегодня отправиться на поиски приключений, т.к. уже засиделся в городе, решая всякого разного рода бытовые проблемы. Младшего ребёнка оставили с бабушкой и дедушкой, а со старшим рванули в метеорологическую неизвестность.




Вообще дорога на Папай с Убинской всегда была простой. В этот раз я оставил дома цепи, т.к. думал что проблем не будет. Но тут начали всплывать непредвиденные мной обстоятельства. Во-первых, больше недели лили дожди. Во-вторых, по всей видимости в связи с организацией ООПТ Маркотх в которую включена гора Папай, по дороге прошёлся табун полноприводных грузовиков, ощутимо ушатав её. В частности вагончик лесорубов, стоявший на поляне возле подножия Папая, с которой обычно начинают подъём на вершину, уже отсутствовал. Думаю что для вывоза этого вагончика и других артефактов с территории новоявленного парка и потребовалось гонять транспорт по дороге вдоль Убина.

Тут ещё одна напасть: шноркеля у меня тогда не было, а лужи с грязной водой, старательно углублённые грузовиками, после дождей оказались наполнены по-максимуму. В итоге одну такую лужу я не решился форсировать влоб и поехал по накатанному кем-то объезду. Цепей нет, глина напитана водой, и несмотря на свежую МТ-резину (235/85R16 Nexen roadian MT) удержаться от сваливания в колею не всегда возможно, что и произошло как всегда в том месте, где у машины не хватило просвета. Как результат сидим:




Потом уже, по приезду, я обнаружу погнутую рулевую тягу — выгиб снизу, из-за горы грунта которую нагрёб перед собой передний мост при лебежении.

Если бы мне удалось уговорить жену поснимать движение по дороге на машине, то получился бы довольно годный офф-роад контент, но в тот день Мави Анатольевна была не в настроении снимать. Поэтому остались только фото места где я вышел из машины для лебежения, а то как бодро УАЗик бежал по лужам и колеям разбрызгивая грязную воду по сторонам в остальных частях маршрута осталось за кадром. Подумал что было бы не плохо завести экшн-камеру с небольшим штативом, чтобы самому снимать движение по маршруту.



А между тем из-за опасности дождя мы в лесу одни. Прямо физически ощущаю, что никого сейчас нет на маршруте, мы одни в этом промокшем лесу. И это просто замечательно! Прошлый раз тут была группа матерящихся квадроциклистов, а сейчас тишина и спокойствие.
Хотя погода напрягает. То солнце, то набегают тучи становится пасмурно. Потом снова солнце. Эти бегущие тучи наверху мы ещё успеем рассмотреть, срывающаяся погода подарит нам в обмен на риск волшебные виды на вершине.















И… Мы выходим на вешину главного Папая:
















На обратном пути спешили, уже ничего не фотографировал. Спустились засветло до машины, запрыгнули, я включил весь свет (теперь у меня был и рабочий свет на багажнике, дающий почти 180 градусов обзора спереди), и мы помчались в Убинскую. На грани проскочил засадный участок, где лебедился в прошлый раз, и через 2.5 часа мы на асфальте в станице Убинской. Как раз начинают срываться первые капли надвигающегося ливня и ночной грозы… Успели, всё прошло по плану, не застряли и не промокли. К 12 ночи были уже дома, что для поездки одного дня вполне уложилось в план.
Итого в результате впечатлений вагон, виды посмотрели шикарные, хорошо прогулялись по лесу, хорошо прокатились по глиняным колеям — что ещё нужно для счастья!
PS
По технической стороне, поездка вылилась в две последующие доработки:
Мой вариант внутреннего шноркеля на патриот
— по сути вариант для Кавказа с умеренными бродами и глубокими лужами
Чтобы аккумулятор не выкипал в жару
— именно в этой поездке у меня помер аккумулятор, когда его вскипятило в раскалённой подкапотке, зажатой снизу подступившей глиняной жижей из многочисленных грязевых ванн. Медленно едущий или лебедящаяся в воде УАЗ со стандартным охлаждением в субтропиках = выкипающий аккумулятор.