Семейный поездопоход на гору Папай

Семейный поездопоход на гору Папай

4 сентября, 2022 Выкл. Автор HelgiDev

Я очень люблю небольшие однодневные путешествия-вылазки по своим близлежащим (к городу Краснодару) горам, особенно сочетающие в себе как машинно-внедорожную, так и пешеходную составляющую. Год назад как раз была такая поездопоходка, в одно из самых близлежащих к Краснодару значительных горных мест — горе Папай, и наверно пришло время про неё написать.

Мы на Папае, фото с квадрокоптера

На вершине снял атмосферное видео с вертолёта со своей обработкой русской народной песни «Во сыром бору тропина»:

Записывать музыку мне помогал мой 6-ти летний сын Владислав Олегович, он сыграл на блокфлейте — сопрано основную тему, а я уже подыгрывал на другой флейте сопрано и теноре. Вообще Владику задали эту песню в музыкальной школе, ну и мы решили немного развить вещь, тем более что лес после затяжных дождей был напитан водой чем и вызывал у меня ассоциацию «сырой бор».

UPD есть ещё второе видео, где использованы кадры с земли, оно в общем посвящено вообще поездкам 2021 года с конца лета до глубокой осени, но значительная часть материала тут тоже из этой поездки. Тут музыка тоже моя, но более экспериментальная:

Карта маршрута:

Ну а теперь текстово-фотографическая часть.

Папай — это самая западная скалистая вершина Кавказа, т.е. дальше в сторону Крыма горы постепенно понижаются и уже нет ни одной такой значительной каменной кручи, как эта, все вершины лесистые. Не смотря на удаление от Краснодара всего на 60 км, место не сильно популярно — видимо сказывается отсутствие хорошей дороги и то, что на вершину нужно прилично так идти по крутой тропинке вверх, что многим кажется лениво. Сам Папай представляет из себя мини-хребет с семью вершинами, окружённый со всех сторон другими вершинами. Не смотря на нахождение в центре густонаселённого Краснодарского края, с вершины не видно ни одного посёлка — кругом сплошной лесной массив, видны только вышки на горе Собер-баш и РЛС на Главном кавказском хребте, и в прогалину между горами — кусочек Чёрного моря. Осенью и весной, когда воздух особенно прозрачен и чист, видно ледники Фишт-Аштеновского массива. Вот как раз моя прошлая поездка с сыном на Папай, осенью, как раз удалось увидеть Фишт на расстоянии в 120 км: Восхождение на Папай в 4 года

Для посещения горы мы выбрали воскресенье 15 августа 2021 года, а в это время в Краснодарском крае шли обильные осадки. Поездка была на грани срыва, всю неделю до этого шли тропические дожди с подтоплениями некоторых улиц в Краснодаре, и такой же прогноз был на следующую неделю с понедельника. Но проснувшись с утра, я всё-таки решил во что бы то ни стало сегодня отправиться на поиски приключений, т.к. уже засиделся в городе, решая всякого разного рода бытовые проблемы. Младшего ребёнка оставили с бабушкой и дедушкой, а со старшим рванули в метеорологическую неизвестность.

Заезжал как всегда через станицу Убинская вдоль реки Убин
Колейный мост через Убин, Его целостность уже нарушена, не рекомендую им пользоваться при движении на технике. Благо брод обычно совсем мелкий.
На машине — новые шины Nexen roadian MT 235/85R16. В лесу прошли дожди, и их ждёт испытание.
Переезд вброд не доставляет никаких проблем

Вообще дорога на Папай с Убинской всегда была простой. В этот раз я оставил дома цепи, т.к. думал что проблем не будет. Но тут начали всплывать непредвиденные мной обстоятельства. Во-первых, больше недели лили дожди. Во-вторых, по всей видимости в связи с организацией ООПТ Маркотх в которую включена гора Папай, по дороге прошёлся табун полноприводных грузовиков, ощутимо ушатав её. В частности вагончик лесорубов, стоявший на поляне возле подножия Папая, с которой обычно начинают подъём на вершину, уже отсутствовал. Думаю что для вывоза этого вагончика и других артефактов с территории новоявленного парка и потребовалось гонять транспорт по дороге вдоль Убина.

Дорога постепенно ухудшается

Тут ещё одна напасть: шноркеля у меня тогда не было, а лужи с грязной водой, старательно углублённые грузовиками, после дождей оказались наполнены по-максимуму. В итоге одну такую лужу я не решился форсировать влоб и поехал по накатанному кем-то объезду. Цепей нет, глина напитана водой, и несмотря на свежую МТ-резину (235/85R16 Nexen roadian MT) удержаться от сваливания в колею не всегда возможно, что и произошло как всегда в том месте, где у машины не хватило просвета. Как результат сидим:

Хорошо уселся на глинисто-каменную горную межколейку в луже на выезде с объезда
Новые шины в предназначенной для них среде… Нет, всё-таки цепи для глиняно-каменного теста подходят больше.
Разматываю лебёдку, лебежусь. Машина нагребает мостами глину и камни.
Лебёдка 4×4 туристической серии весьма неплохо тянет Патриот сидящий на обоих мостах.

Потом уже, по приезду, я обнаружу погнутую рулевую тягу — выгиб снизу, из-за горы грунта которую нагрёб перед собой передний мост при лебежении.

Фото в бортжурнале УАЗ Patriot
Конечная точка внедорожной части маршрута, УАЗ и Владислав Олегович. Всё-таки дорогу оцениваю как лайт, т.к. доехал в одну лебёдку и без цепей.

Если бы мне удалось уговорить жену поснимать движение по дороге на машине, то получился бы довольно годный офф-роад контент, но в тот день Мави Анатольевна была не в настроении снимать. Поэтому остались только фото места где я вышел из машины для лебежения, а то как бодро УАЗик бежал по лужам и колеям разбрызгивая грязную воду по сторонам в остальных частях маршрута осталось за кадром. Подумал что было бы не плохо завести экшн-камеру с небольшим штативом, чтобы самому снимать движение по маршруту.

Владик тут же влез в Убин, который берёт своё начало с Папая маленьким ручейком, и намочил ноги…
Поляна, где в этот раз оставил машину, довольно большая. Тут снимал бабочку из 2-го видео (см. выше)
А вот и та поляна, где раньше стоял брошенный вагончик лесорубов. Теперь нет ничего, всё вывезли. Ну и дорогу заодно ушатали.

А между тем из-за опасности дождя мы в лесу одни. Прямо физически ощущаю, что никого сейчас нет на маршруте, мы одни в этом промокшем лесу. И это просто замечательно! Прошлый раз тут была группа матерящихся квадроциклистов, а сейчас тишина и спокойствие.

Хотя погода напрягает. То солнце, то набегают тучи становится пасмурно. Потом снова солнце. Эти бегущие тучи наверху мы ещё успеем рассмотреть, срывающаяся погода подарит нам в обмен на риск волшебные виды на вершине.

Владик бодро начинает маршрут со своей любимой мягкой игрушкой и снежком для восполнения сил
Жена тоже повеселела, после того как несколько напряглась от застревания в луже на объезде. Семейная прогулка по лесу началась.
Ну и вместе с сыном
А потом тропинка резко забрала вверх, и начался крутой подъём на вершину Северный Папай.
Энтузиазм Владика немного угас, идти стало тяжело
Зато в прогалинах между деревьями стало видно соседнюю гору — Убиньсу
Что это за растение я не знаю, но выглядит как-то плотоядно. Пробовать не рискнул)
Владик ищет данные растения — оно тут не одно
Небольшой привал
И. мы перевалили через Северный Папай и вышли на хребет! Забыв про усталость Владислав Олегович включил режим Дерсу Узола и оживлённо со знанием дела объясняет нам, куда тут дальше надо двигаться. Ведь он был уже в этих местах в 4 года)
Собственно куда показывал Владик, тропинка на Центральный Папай
Вид на горы с тропинки на предыдущем фото, налево от направления на вершину
Постепенно подходим к основной громаде, Центральному Папаю. В кадре справа.
Владик оставил свою игрушку на вершине и пошёл изучать окрестности
Центральный Папай — вершина лесистая. Но тем не менее вершина — место прямо волшебное, какой-то особо прозрачный свет, т.к. лес со всех сторон идёт на понижение и освещенеие тут из-за этого лучше и ровнее, чем в лесу на склоне или в долине.

И… Мы выходим на вешину главного Папая:

Фото в бортжурнале УАЗ Patriot
Вид прямо Ух! Вдали виднеется Собер-Баш
Вид в сторону вершины Восточный Папай. Вот они те самые облака, которые выключали нам солнце по дороге сюда. С юга ветер гонит всё более крупные облака…
А с запада явно начинает нахмуриваться гроза.
Собер, и тень от Папая в лесу
Волшебный свет… На панораме на первом плане — перевал через хребет Церковный по дороге на Новосадовый. Там внизу рубятся в глине джиперы, а мы сидим на вершине и обозреваем как кажется добрую четверть Краснодарского края, самую его лесистую и малонаселённую часть.
Вид на Западный Папай. Там я ещё не был, но обязательно схожу, наверное совмещу с поездкой в Новосадовый.
Западная вершина более крупно.
Мы на вершине
Освещение постоянно меняется. То тёмная пила Папая, похожая на хребет гигантской рыбы, выглядит более сурово
То ветер разгоняет тучи, и проглядывает солнце
Я запускаю вертолёт, Владик играется камнями на вершине. Хотя тучи с запада начинает напрягать…
Но туч становится всё больше. А нам ещё спускаться, а потом и выезжать. Не хочется делать это под проливным дождём.
Западный Папай всё мрачнее
В конце нашего не очень долгого (1.5 часа) прибывания на вершине виды становятся драматически-штормовыми, уже видно зарницы, и мы понимаем — пора.
Владик не хочет уходить. В срывающуюся погоду Папай прекрасно-драматичен…
Фото на память на фоне грозовых туч

На обратном пути спешили, уже ничего не фотографировал. Спустились засветло до машины, запрыгнули, я включил весь свет (теперь у меня был и рабочий свет на багажнике, дающий почти 180 градусов обзора спереди), и мы помчались в Убинскую. На грани проскочил засадный участок, где лебедился в прошлый раз, и через 2.5 часа мы на асфальте в станице Убинской. Как раз начинают срываться первые капли надвигающегося ливня и ночной грозы… Успели, всё прошло по плану, не застряли и не промокли. К 12 ночи были уже дома, что для поездки одного дня вполне уложилось в план.

Итого в результате впечатлений вагон, виды посмотрели шикарные, хорошо прогулялись по лесу, хорошо прокатились по глиняным колеям — что ещё нужно для счастья!

PS
По технической стороне, поездка вылилась в две последующие доработки:
Мой вариант внутреннего шноркеля на патриот
— по сути вариант для Кавказа с умеренными бродами и глубокими лужами
Чтобы аккумулятор не выкипал в жару
— именно в этой поездке у меня помер аккумулятор, когда его вскипятило в раскалённой подкапотке, зажатой снизу подступившей глиняной жижей из многочисленных грязевых ванн. Медленно едущий или лебедящаяся в воде УАЗ со стандартным охлаждением в субтропиках = выкипающий аккумулятор.