
Анонс: Nortec ET-500 33×10.5-16
Концепция моей машины изначально не предусматривала установку колёс больше 32″. Т.к. машина у меня одна и используется помимо поездок с элементами бездорожья и в повседневной эксплуатации, и в дальних поездках, встал вопрос о том, что всё время ездить на МТ шинах 235/85R16, иногда надевая цепи для преодоления сложных участков, не совсем рационально.

Концепция МТ+цепи хорошо показала себя при путешествиях по Кавказу, но имеет тот недостаток, что ресурс у МТ шин при прочих равных меньше, чем у АТ, а расход топлива больше. Это стало напрягать при повседневной эксплуатации, а когда в этом году я с семьёй запланировал поездку в Санкт-Петербург (из Краснодара), стало ясно, что на МТ я в Питер не поеду. Поездка на 4000+км со скоростями 120+км/ч по платным дорогам означает, что мои МТ шины сильно потеряют в ресурсе и съедят минимум 1 лишний литр на 100км пути, что в итоге ощутимо удорожит поездку. Всё это привело меня к покупке комплекта АТ шин Yokohama Geolandar AT 235/85R16
Что проще делать на АТ, чем на МТ:

На самом деле, маршрутов без грязи на Кубани и Кавказе хватает. Жаркий климат высушивает многие маршруты летом, и они могут остаться сухими и осенью. При этом там может быть бездорожье — высохшие глубокие колеи, крупный рельеф, большие камни, крутые косогоры и т.п. Для таких случаев МТ шины не нужны, а учитывая, что АТ шины я поставил на узкие диски 6j, это дало дополнительный прирост по высоте — диаметр колеса получился ровно 81 см, что состаляет 31.89″, что можно считать честными 32″ колёсами.
Если переобуваться в МТ лень, а летом нужно сгонять по (пред)горному бездорожью (горные тяжёлые грунты — глина вперемешку с камнями) — есть комплект цепей «сота» на все 4 колеса:

При этом отказываться от комплекта МТ шин я не хочу — если для более-менее сложных маршрутов на АТ нужно надевать цепи на 4 колеса, то для МТ обычно достаточно только на заднюю ось, что заметно добавляет комфорта для меня и экономит лишние 40 мин на надевание/снятие 2-х цепей на переднюю ось. Т.е. для езды по месту летом я буду по-прежнему ставить МТ колёса.

Поездки на дальняк — однозначно АТ. Я устал менять МТ шины сразу после или на следующий сезон после каждой дальней поездки. Опять же на случай бездорожья по тяжёлым грунтам — беру с собой цепи. Тут нужно понимать, что ни в какое болото за несколько тыс км от дома я не полезу — это не мой формат. Тем более, что 32″МТ не спасут в болоте. А если есть твёрдая подложка — то однозначно цепи помогут, а это большинство популярных маршрутов категории туризм.
Но почему всё-таки Nortec ET-500, если в моей концепции (для моих условий) так всё замечательно?
Тут дело в том, что есть на Кубани такое прекрасное время года, как Весна, и вот тут начинаются проблемы:

Тут суглинки, да и слой чернозёма потолще чем на высоте. Машина закопалась в раскисшей колее, которая в общем-то летом и осенью просохнет и будет вполне проходимой. А пока грунт напитан влагой, машина на цепях проваливается. А на цепях нельзя сильно уменьшать давление в колёсах — сожрёт резину. Без цепей, на 32″ МТ, даже спущенной, по такому маршруту тоже не особо поедешь — на спущенных колёсах не хватает просвета в колее, а накачанные колёса вообще не едут. Кстати на цепях в принципе из всего перечисленного едется лучше всего, т.к. в грязи много камней — горы всё-таки, да и суглинки это не чернозём, но вместо перемещения по лесу получается полноценный офф-роад выезд, что в мои планы часто не входит.

В равнинной части Кубани для любителя цепей всё ещё хуже, единственное что спасает — ближе к горам уже начинаются суглинки и нет крутых уклонов, поэтому машина на цепях в принципе едет, но тоже тяжело и с частыми лебежениями.

В итоге поздней зимой и весной я не могу нормально выезжать на бездорожье — на большой Кавказ ещё рано, т.к. наверху ещё лежит много снега и сходят весенние лавины, а в предгорьях и равнинах я застреваю в раскисшем грунте.
В итоге мне это надоело, и я решился перешагнуть на следующий размер:

Почему 33″? Тем более, моя Yokohama AT 235/85R16, имеет диаметр 84см на диске 6j с надетой цепью «сота», что соответствует 33.07″. Т.е. 32″+цепь = полноценное 33″ XT+ колесо. Под этот размер у меня уже подготовлена машина (лифт подвески 5см, подрезаны арки и бампер, сдвиг моста вперёд, пары 4.62, понижение 2.5). Т.е. если я поставлю 32″ нортеки (тоже 84см или честные 33″), то они просто встанут, но я фактически не получу значимого прироста просвета. Да, 32 нортеки шире, пятно контакта будет больше, удельное давление на грунт меньше, цепь на мягком грунте вдавливатся в грунт и не сильно влияет на просвет, но всё-таки я ориентируюсь больше на предгорное бездорожье, а там цепь заметно поднимает машину — без цепей сижу на мостах, с цепями — чиркаю и уже еду, так что есть сомнения, что этот размер даст сильный прирост проходимости для моих условий. А ещё нортеки — диагональная шина, поэтому при сбросе давления их размер будет уменьшаться. Т.к. планируется движение по раскисшему грунту, то спускать я их буду обязательно. Тут может произойти злая шутка — 32″ + цепи окажутся такими же или лучшими по проходимости для весеннего предгорья. Плюс 33 нортеки пошире чем 32, что в условиях весенней распутицы будет хорошо. Поэтому, здравствуй следующий размер!
35″ — это пока не мой формат, а вот 33″ c 85см диаметром в накачанном до 2.5 очков состоянии — похоже то, что мне сейчас нужно.
Следующий вопрос — диски и вес собранного колеса. 33 нортек весит около 30кг, поэтому ставить тяжеленные офф-роад диски (такие у меня есть, весят 16 кг/шт), не хочется. Литьё весит 10-12кг, но стоит дороже да и нежное оно. Ковка — не в моём бюджете, поэтому останавливаюсь на штатных штампах:

Итого вес собранного колеса ~41кг, что вполне приемлемо для XT колёс такого размера.









В общем, на сегодня всё, примерка и установка будет уже в следующих сериях, всем спасибо за внимание!
PS
Для иллюстрации, как едет машина на МТ + цепь на заднюю ось в горах:
Как едется в предгорьях на АТ + цепи на все 4 колеса: