Анонс: Nortec ET-500 33×10.5-16

Анонс: Nortec ET-500 33×10.5-16

30 августа, 2023 Выкл. Автор HelgiDev

Концепция моей машины изначально не предусматривала установку колёс больше 32″. Т.к. машина у меня одна и используется помимо поездок с элементами бездорожья и в повседневной эксплуатации, и в дальних поездках, встал вопрос о том, что всё время ездить на МТ шинах 235/85R16, иногда надевая цепи для преодоления сложных участков, не совсем рационально.

Дорога на Семашхо, на машине Nexen roadian MT 235/85R16LT + цепи сота на задней оси

Концепция МТ+цепи хорошо показала себя при путешествиях по Кавказу, но имеет тот недостаток, что ресурс у МТ шин при прочих равных меньше, чем у АТ, а расход топлива больше. Это стало напрягать при повседневной эксплуатации, а когда в этом году я с семьёй запланировал поездку в Санкт-Петербург (из Краснодара), стало ясно, что на МТ я в Питер не поеду. Поездка на 4000+км со скоростями 120+км/ч по платным дорогам означает, что мои МТ шины сильно потеряют в ресурсе и съедят минимум 1 лишний литр на 100км пути, что в итоге ощутимо удорожит поездку. Всё это привело меня к покупке комплекта АТ шин Yokohama Geolandar AT 235/85R16

Что проще делать на АТ, чем на МТ:

Ездить в поездки, где будет мало грязи

На самом деле, маршрутов без грязи на Кубани и Кавказе хватает. Жаркий климат высушивает многие маршруты летом, и они могут остаться сухими и осенью. При этом там может быть бездорожье — высохшие глубокие колеи, крупный рельеф, большие камни, крутые косогоры и т.п. Для таких случаев МТ шины не нужны, а учитывая, что АТ шины я поставил на узкие диски 6j, это дало дополнительный прирост по высоте — диаметр колеса получился ровно 81 см, что состаляет 31.89″, что можно считать честными 32″ колёсами.

Если переобуваться в МТ лень, а летом нужно сгонять по (пред)горному бездорожью (горные тяжёлые грунты — глина вперемешку с камнями) — есть комплект цепей «сота» на все 4 колеса:

Лес в предгорной зоне, под колёсами глина с вкраплениями камней. Цепи цепляются изумительно, машина едет пока не сядет на мосты, а когда сядет, то зачастую тоже едет, оставляя борозды от мостов

При этом отказываться от комплекта МТ шин я не хочу — если для более-менее сложных маршрутов на АТ нужно надевать цепи на 4 колеса, то для МТ обычно достаточно только на заднюю ось, что заметно добавляет комфорта для меня и экономит лишние 40 мин на надевание/снятие 2-х цепей на переднюю ось. Т.е. для езды по месту летом я буду по-прежнему ставить МТ колёса.

В Санкт-Петербурге, 2100км в одну сторону от Краснодара, Владислав Олегович на фоне машины около квартиры-музея Достоевского. Приехав домой, никакого износа на АТ йокогаме не обнаружил.

Поездки на дальняк — однозначно АТ. Я устал менять МТ шины сразу после или на следующий сезон после каждой дальней поездки. Опять же на случай бездорожья по тяжёлым грунтам — беру с собой цепи. Тут нужно понимать, что ни в какое болото за несколько тыс км от дома я не полезу — это не мой формат. Тем более, что 32″МТ не спасут в болоте. А если есть твёрдая подложка — то однозначно цепи помогут, а это большинство популярных маршрутов категории туризм.

Но почему всё-таки Nortec ET-500, если в моей концепции (для моих условий) так всё замечательно?
Тут дело в том, что есть на Кубани такое прекрасное время года, как Весна, и вот тут начинаются проблемы:

Фото в бортжурнале УАЗ Patriot
В низкогорье, где не такая ядрёная глина с камнями, как на высотах 500+метров, сижу на мостах в не очень глубокой колее на МТ+цепи на задней оси.

Тут суглинки, да и слой чернозёма потолще чем на высоте. Машина закопалась в раскисшей колее, которая в общем-то летом и осенью просохнет и будет вполне проходимой. А пока грунт напитан влагой, машина на цепях проваливается. А на цепях нельзя сильно уменьшать давление в колёсах — сожрёт резину. Без цепей, на 32″ МТ, даже спущенной, по такому маршруту тоже не особо поедешь — на спущенных колёсах не хватает просвета в колее, а накачанные колёса вообще не едут. Кстати на цепях в принципе из всего перечисленного едется лучше всего, т.к. в грязи много камней — горы всё-таки, да и суглинки это не чернозём, но вместо перемещения по лесу получается полноценный офф-роад выезд, что в мои планы часто не входит.

Поля в предгорной зоне после дождей — чернозёма ещё больше, суглинков — меньше, камней нет совсем. Ошибся, свалился в напитанную водой колею — машина застряла. АТ шины, цепи на все 4 колеса

В равнинной части Кубани для любителя цепей всё ещё хуже, единственное что спасает — ближе к горам уже начинаются суглинки и нет крутых уклонов, поэтому машина на цепях в принципе едет, но тоже тяжело и с частыми лебежениями.

Весна пришла…

В итоге поздней зимой и весной я не могу нормально выезжать на бездорожье — на большой Кавказ ещё рано, т.к. наверху ещё лежит много снега и сходят весенние лавины, а в предгорьях и равнинах я застреваю в раскисшем грунте.

В итоге мне это надоело, и я решился перешагнуть на следующий размер:

Nortec ET-500 33×10.5-16 в багажнике моей машины у оф. дилера poshk.ru в Краснодаре на Уральской, 128. Юрий Олегович одобряет!

Почему 33″? Тем более, моя Yokohama AT 235/85R16, имеет диаметр 84см на диске 6j с надетой цепью «сота», что соответствует 33.07″. Т.е. 32″+цепь = полноценное 33″ XT+ колесо. Под этот размер у меня уже подготовлена машина (лифт подвески 5см, подрезаны арки и бампер, сдвиг моста вперёд, пары 4.62, понижение 2.5). Т.е. если я поставлю 32″ нортеки (тоже 84см или честные 33″), то они просто встанут, но я фактически не получу значимого прироста просвета. Да, 32 нортеки шире, пятно контакта будет больше, удельное давление на грунт меньше, цепь на мягком грунте вдавливатся в грунт и не сильно влияет на просвет, но всё-таки я ориентируюсь больше на предгорное бездорожье, а там цепь заметно поднимает машину — без цепей сижу на мостах, с цепями — чиркаю и уже еду, так что есть сомнения, что этот размер даст сильный прирост проходимости для моих условий. А ещё нортеки — диагональная шина, поэтому при сбросе давления их размер будет уменьшаться. Т.к. планируется движение по раскисшему грунту, то спускать я их буду обязательно. Тут может произойти злая шутка — 32″ + цепи окажутся такими же или лучшими по проходимости для весеннего предгорья. Плюс 33 нортеки пошире чем 32, что в условиях весенней распутицы будет хорошо. Поэтому, здравствуй следующий размер!

35″ — это пока не мой формат, а вот 33″ c 85см диаметром в накачанном до 2.5 очков состоянии — похоже то, что мне сейчас нужно.

Следующий вопрос — диски и вес собранного колеса. 33 нортек весит около 30кг, поэтому ставить тяжеленные офф-роад диски (такие у меня есть, весят 16 кг/шт), не хочется. Литьё весит 10-12кг, но стоит дороже да и нежное оно. Ковка — не в моём бюджете, поэтому останавливаюсь на штатных штампах:

Диски для нортеков — Trebl LT2883D 6.5×16 5×139.7 ET40 Dia 108.6 BLACK. Вес видно на фото — около 11 кг, что весьма не плохо. Диски Tribel я уже брал для йокогамы, с шириной в 6j и вылетом 22 — они ещё легче. Трайбл радует хорошей геометрией — все диски, что я купил, ровные (в отличие от китайских офф-роад штампов). Что не очень хорошо — обычные хампы, на внедорожных дисках они конечно более выражены. Но риск разборта тут коменсируется шириной диска — 6.5j при ширине покрышки 10.5, так что думаю всё будет хорошо.

Итого вес собранного колеса ~41кг, что вполне приемлемо для XT колёс такого размера.

С дисками вопрос решён, едем на шиномонтаж. Не сбортированная покрышка не сильно больше чем 235/85R16. Юрик помогает…
Весь комплект на сборку. Ребёнок одобряет большие зубицы на колёсах)
Первое колесо собрано, примеряем. Диагональная шина раздулась, и стала уже 33+ размера. Балансировать даже не пытаюсь — сначала надо немного их прикатать, да и возможно не буду я их вообще балансировать.
Сзади, пожалуй, будет больше проблем с установкой…
Сравнение протектора вблизи
Маркировка 1
Маркировка 2
Запаски к данному комплекту мной не предусмотрено, поэтому взял камеру на всякий случай. Камера должна подойти и на 235/85R16, и на 33 нортеки. Размер камеры: 215-16
Пока новые колёса отправляются в гараж, т.к. сейчас есть другие дела. Устанавливать буду уже осенью, чтобы быть готовым на следующий весенний сезон.


В общем, на сегодня всё, примерка и установка будет уже в следующих сериях, всем спасибо за внимание!
PS
Для иллюстрации, как едет машина на МТ + цепь на заднюю ось в горах:

Как едется в предгорьях на АТ + цепи на все 4 колеса: