Сталинские руины в лесу — заброшенный Тщикский водосброс

Сталинские руины в лесу — заброшенный Тщикский водосброс

9 декабря, 2022 Выкл. Автор HelgiDev

Пора написать о том, как я открыл внедорожно-туристический сезон 2022 года.

Итак 6 января 2022 года, Краснодар, хочется поехать куда-нибудь, но не особо далеко. Снега-огромные сугробы, на дорогах лёд температура +7, довольно сухо, иногда даже солнечно. В общем типичная краснодарская зима. По городу цокотит по сухому асфальту шипами орда пузотёрок (в основном приезжие из более северных регионов), в интернете очередная буря с требованиями расстреливать тех, кто зимой ездит на всесезонке/МТ/АТ… В общем жизнь идёт своим чередом. Тут вспомнил, что читал про интересный объект, заброшенный водосброс Тщикского водохранилища, 1941 года постройки, которое находилось до своего спуска чуть выше по течению нынешнего «краснодарского моря». До войны там проходило шоссе по дамбе, со стороны посёлка Беляевский, что в Адыгее. На картах РККА за 1942 год нашёл среди отметок о расположении наших и вражеских частей данную дорогу, сопоставил с современными спутниковыми снимками, и обнаружил, что по старой дамбе по-прежнему идёт накатанная колея, возвышающаяся над окружающими её болотами. И кстати всё это дело является ещё и местом впадения широко известной в узких кругах любителей экстремальных горных сплавов реки Белой в реку Кубань. Решено, едем в формате «на полдня», ехать-то считай в ближайшие огороды. Поехал со старшим сыном и отцом.

Для любителей кино снял обзорное видео с земли и с воздуха, с музыкой собственного сочинения:

Карта маршрута:

Ну а для ретроградов вроде меня, старый-добрый фотоотчёт:

Дорога по старой дамбе со стороны Беляевского, сначала очень хорошая грунтовка. Проехал бы тут даже на зимней липучке.
Потом чуть хуже.
Первое препятствие — прорыв старой дамбы, вода из Белой потихоньку вытекает в Краснодарское водохранилище. Отец решил проверить дно — добрые люди уже накидали в колею камешков, и брод проходится без проблем
Владик смотрит со стороны, как я переезжаю
Машина уже на другом берегу, решил немного поиграть в ретро-фото, благо на моём Фуджике — советский Мир-1В
Далее начинается царство веток. Столько веток, торчащих на дорогу я не видел ещё ни где! Вот это испытание для моей багажной системы…
Ветки успешно пройдены. Теперь уже до цели остаётся менее 300 метров. Но дальше дорога почему-то сваливается с дамбы вниз и начинается глубокая колея от 35-37 колёс.
Ходим на разведку — наверное на пределе моя машина пройдёт, может с одним лебежением… но ради трёхсот метров неохота. Решаю оставить машину и немного прогуляться.
Выдвигаемся
У Владика с собой его игрушка-талисман, которую он возит с собой во все путешествия, переднеазиатский леопард)
Дорога то лучше, то хуже. Про себя решил съездить сюда ещё раз, но выехать не в обед а с утра и немного порубиться, чтобы всё-таки доехать до цели на машине
что-то показалось..
Владик тут же побежал на разведку)
А из-за деревьев показалась цель нашего небольшого путешествия — сталинские постройки посреди леса
Владислав Олегович в предкушении изучения неведомого
Вот она, первая башня. Пультовая, или пост охраны.
А вот тут наконец видно, что когда-то здесь проходило шоссе. Машины по 2-хполосной дороге двигались вдоль дамбы и водосброса. Сталинский ампир…
Табличка и статуя, точно такая же и с другой стороны здания. Когда-то всё это подсвечивалось, звезда на флаге горела красным…
Вандалы подпортили надпись…(
Вид в другую сторону
Пока я убежал вперёд всё изучать, мои потихоньку подтянулись
А я запускаю вертолёт. Красота! Море леса, в центре которого — мощная монолитная бетонная конструкция, как древнегреческий храм, но во славу технократических богов новой эпохи человечества…
Мой отец с внуком, на них тоже место произвело сильное впечатление.
Ну и я с сыном
Владислав Олегович со своим леопардом-путешественником
Между тем солнце садится, пора возвращаться к машине
Машина ждёт нас в лесу, подперев багажным боксом дерево
Садимся и едем домой

Обратно выбрались без приключений. Лебёдку не разматывал, по итогу немного замял корягой правое переднее крыло, ну и устроил стресс-тест для багажной системы на крыше — ветки били и шкребли нещадно, однако не повредив ни алюминиевые ящики, ни пластиковый бокс, лопата осталась висеть на месте и ни один фонарь не был сбит. Т.е. считаю что конструкция испытание прошла.

Больше вопросов к МТ шинам — в размере 235/85r16 даже на свежем протекторе без цепей (а грунт здесь не глина а обычная и довольно мягкая земля, поэтому вызывает сомнение что цепи помогли бы) не могут особенно ничего, поэтому задумался о колёсах…

Итого поездка получилась хорошей и запоминающейся, хоть и в ближайшие огороды, думаю вернуться сюда золотой осенью или после снегопада… но не на зимней резине)